Япония: столица, национальные особенности, валюта, праздники, климат, язык, особенности таможенного контроля, посольство, транспорт, прокат автомобилей, национальная кухня, Токио… краткие сведения обо всём
Столица: Токио – один из крупнейших городов мира.
Время: Отстает от московского на 6 часов зимой, на 5 – летом.
Праздничные и нерабочие дни: Япония – страна, где самое большое в мире число официальных праздников. 1 января (Новый год, отмечается в семейном кругу. Светских развлечений, как у нас, не проводится), 15 января (День совершенолетия), 11 февраля (День основания государства), конец марта (День весеннего равноденствия), 29 апреля (День весны), 3 мая (День Конституции), 4 мая (объявленные каникулы), 5 мая (День детей – наиболее интересный для европейцев праздник. В этот день улицы городов заполняются детьми от 3 до 6 лет в ярких кимоно), 15 сентября (День уважения старших), конец сентября (День осеннего равноденствия), 10 октября (День здоровья), 3 ноября (День культуры), 23 ноября (День труда), 23 декабря (День рождения императора).
Национальные особенности: Японцы всегда вежливы, приветливы, часто легко ранимы. Они придают большое значение правилам поведения, церемонии. В японском доме, в ресторане полы покрыты татами (циновки из соломы). Японцы никогда не ходят по ним в обуви.
Японская ванна (“фуро”) предназначена не для мытья, а для релаксации, расслабления. Прежде чем ступить в ванную, необходимо принять душ. После расслабления в ванной не следует сливать из нее горячую воду, т.к. вода греется не для одного человека.
На деловых встречах необходимо иметь визитные карточки. Тех, кто их не имеет, японцы называют “фуранбо” (перекати-поле). Японцы обратят внимание на категорию отеля, в котором остановились партнеры по переговорам. Покупатель в Японии котируется выше, чем продавец. Во время деловой встречи сохраняется традиция обмена подарками. Обычно стоимость подарка невелика. В процессе переговоров нельзя смотреть партнеру прямо в глаза. Это считается грубостью.
Японцы свято чтят древние традиции. Аранжировка цветов икэбана – не нуждается в представлении. Считается, что оригами – искусство складывания фигуры из бумаги, – успокаивает освобождает от болезней. Чайная церемония – садовое проявление японской философии жизни. Театр кабуки – возник более 500 лет назад и совершенно не изменился. Прикоснуться к уникальному традиционному искусству гейш стремятся многие, хотя стоит это немало.
Климат: Климат муссонный, на большей части страны субтропический, не севере умеренный, на юге – тропический. На севере – продолжительный снежный покров. Обычны тайфуны (главным образом в конце лета и осенью), с ураганными ветрами и ливнями. Лучше всего посещать Японию весной (март-апрель) или осенью (октябрь-ноябрь). Температура воздуха в это время обычно не опускается ниже 17-20С днем и 10-15С – ночью. Весной и осенью в стране обычно проходит множество разнообразных праздников. Самый плохой сезон – лето, когда идут дожди, а температура достигает +40 градусов.
Язык: Официальный язык – японский. В аэропортах и отелях говорят по-английски.
Валюта: Национальная денежная единица страны – японская йена или JPY. Япония – страна с наименьшим среди всех государств мира числом разных видов банкнот. В ходу банкноты всего трех типов: достоинством в 10000, 5000 и 1000 йен, а также монеты достоинством в 500, 100, 50, 10, 5 и 1 йену.
Обмен валюты: Обменивать большие суммы лучше всего в аэропорту при прилете, так как в отелях меняют не более 300$ на человека в день, а в банках процедура обмена затруднена бюрократическими формальностями. Возможна оплата основными кредитными карточками (необходимо помнить, что в ряде ресторанов кредитки не принимаются). В будние дни банки обычно открыты с 9 до 15. Банки также открыты с 9 до 12 в первую и последнюю субботу месяца. Воскресенье – выходной.
Виза: В японском посольстве приветствуется ваше стремление сдать документы заранее. Если вы сдадите их (приглашение-гарант от принимающей стороны, 2 анкеты, 2 фотографии и загранпаспорт) за 5 недель до предполагаемой поездки, то с вас возьмут всего $5 за телеграфный запрос по вашему заявлению. Если за 3 недели, то эта сумма увеличится вдвое. Если же вы думаете, что сегодня принесете документы и через пару деньков уже получите визу, то вы глубоко ошибаетесь. Виза обыкновенная (системы “джи”) здесь оформляется как нигде долго – от месяца и более. В ускоренном режиме (в течение 9 дней) рассмотрят ваше визовое прошение лишь по системе “м”, но она предназначена для тех, кто намерен поехать в Японию с деловыми целями. Виза выдается россиянам бесплатно, если не считать вышеуказанных расходов по пересылке ваших документов.
Особенности таможенного контроля: Иностранцам разрешается беспошлинно ввезти не более 400 сигарет или 100 сигар или 500 граммов табака; 3 бутылки алкогольных напитков; 2 унции (56 миллилитров) духов; другие товары стоимостью не свыше 200 тысяч йен. Строго запрещен ввоз оружия, порнографических материалов и наркотиков. Любой, уличенный в ввозе наркотиков, будет задержан, депортирован из страны и ему будет запрещен въезд в Японию. Также запрещен ввоз свежих фруктов, овощей, растений и животных.
Транспорт: В Японии – левостороннее движение, поэтому брать автомобиль напрокат гражданам России будет непревычно. Самое удобное средство передвижения – общественный городской транспорт. Оплата проезда на метро и автобусе зависит от продолжительности проезда. Минимальная оплата проезда в метро – 150 йен, в автобусе – 220 йен. Такси дорогое. Очень интересно проехать по Японии на скоростном поезде (более 200 км в час ) “Синкансэн”. Международный аэропорт Нарита находится в часе езды от Токио. Лучше всего добираться из него в центр японской столицы на автобусе-экспрессе “шаттл-бас”.
Электричество: Напряжение в электросети – 120 вольт.
Связь: Стоимость одной минуты телефонного разговора с городами России – примерно $3. Выход на международную линию – 001. Для звонков необходима телефонная карта.
Магазины: Огромные универмаги, в 10-15 этажей, работают каждый день с 9.00 до 21.00. Впечатляет электронный город “Акихабара”. Общепризнанным является высочайшее качество лушего в мире жемчуга.
Ночлег: Японские отели весьма дороги. Трехзвездочный отель, который соответствует европейскому четырехзвездочному уровню, может обойтись Вам в $80-100 за ночь. Посетителям с детьми дошкольного возраста лучше всего останавливаться в пансионах (пеншён, пенсён).
Кроме классических, в стране много отелей в японском стиле – “рекан”, где клиенты спят на полу на татами (соломенных матах), а моются в фуро ( японская ванна ). Рекан обычно расположена на горячих источниках – онсенах. Это невысокое деревянное здание в несколько этажей в японском стиле. У комнат нет номеров, но есть названия, например цветов. В комнате обязательно расположена токонома – деревянная ниша, на которой располагается икебана и над которой висит картина или надпись – какэмоно. В дорогом рёкане в комнате может быть индивидуальное ротенбуро.
Чаевые: “Чаевые” за услуги в отелях и такси давать не принято, а в местах скопления иностранцев, воспитанных в другом ключе, висят даже специальные таблички, что “чаевые давать не принято, у нас все служащие получают хорошую зарплату”. Если пытаться давать – обижаются.
Посольство Японии в России: http://www.ru.emb-japan.go.jp/
Режим пребывания и передвижения: Длительное пребывание в Японии любой гость страны должен оправдать необходимостью отработать по контракту в одной из местных фирм, женитьбой или местным студенческим билетом. Всем, кто остается на территории Японии на срок более 90 дней, необходимо зарегистрироваться у городских или районных властей, сдать отпечатки пальцев и получить соответствующий документ, который заменяет иностранцу паспорт. Безусловно, этот так называемый gaijin toroku понадобится, если вам придется снимать квартиру, устанавливать телефон, общаться с местными властями и вступать в отношения с компаниями, оказывающими коммунальные услуги. Если же этого документа не окажется при встрече с полицейским, гость страны карается громадным штрафом до 200.000 японских иен ($1 равен примерно 140 иенам).
Экстренные телефоны: Пожарная охрана, скорая помощь – 119, полиция – 110, Tokyo English Life Line (для тех, кто не говорит по-японски, работает с 9 до 16 и с 21 до 23) – 03/5481-4347.
Таможенные правила: На пути к таможне помните: беспошлинно Вы можете провезти 400 сигарет или 100 сигар; три бутылки спиртного по 0,5 л (можно 0,7 л); 50 г духов; подарки и сувениры стоимостью не более 200 тыс. иен. Запрещен ввоз наркотиков, оружия, порнографии.
Общественный транспорт: Самое удобное для иностранцев средство токийского транспорта – метро. Оно входит в систему Японских железных дорог (JR) и является, скорее, сетью скоростных электричек, обслуживающих не только Токио, но и близлежащие города, городки и деревни. Вся система разбита на зоны, и цена проезда зависит от дальности. Билеты продаются в автоматах. Разобраться с билетами иностранцу очень непросто, поскольку вся пояснительная информация существует обычно только на японском языке. Поэтому стоит купить самый дешевый билет, а по приезде доплатить в специальном бюро – они предусмотрены на всех станциях мегаполиса, и на многих пригородных. Минимальная плата – 120 иен (то есть прибл. $1) – за поездку в пределах городского центра. До отдаленных пригородов (час-полтора пути) билет должен стоить что-то между 1.000 и 1.500 иен ($8,33 – 12,5). JR продает также абонементы, называемые “оранжевыми карточками”. Они бывают по 1000, 3000 и 5000 иен. Это не совсем проездные, а скорее платежные карточки. Их все равно надо вставлять в автомат, продающий билеты. Цена автоматически списывается с карточки – удобство в том, что не надо все время думать о разменной монете. Названия станций пересадок указываются как по-японски, так и латинскими буквами. Для удобства пассажиров вагоны каждой линии метро выкрашены в особый цвет. В вагонах имеются особые места для стариков и инвалидов – они серого цвета и называются silver seats. Их лучше не занимать. Ориентирами в поездках на метро и электричках могут служить крупные пересадочные пункты – станции Shinjuku, Ikebukuro, ueno, Tokyo, Ginza, Shibuya. На этих транспортных узлах несчетное количество ресторанов, кафе, магазинов. Серьезный недостаток токийского метро заключается в том, что оно прекращает работать между 24.00 и 1.00 ночи, а вновь начинает перевозить пассажиров между 5 и 6 часами утра. Причем в отличие от всех остальных известных “i” городских железнодорожных систем, в токийском метро последний поезд не доходит до конечной станции, а остается там, где его застал конец рабочего дня. У опоздавших пассажиров остается альтернатива: добираться домой на дорогом такси или коротать время до рассвета у дверей станции. Автобусом лучше не пользоваться, так как на токийских улицах почти всегда транспортные пробки.
Такси в Токио стоят 600 иен ($5) за посадку и первые 2 километра, а потом по 90 иен ($0,75) за каждые 350 метров, плюс по 45 иен за минуту остановки. Этот счетчик включается и тогда, когда скорость движения падает ниже 10 км/час. Зеленый огонек на токийском такси означает не то, что оно свободно, а что действует повышенный ночной тариф (с 23.00). Свободное такси обозначает себя красным огоньком. Желтый огонек на пустой машине означает, что она едет по телефонному вызову.
Токио был и остается загадочным лабиринтом не только для приезжих, но и для местных жителей. Адресов в русском понимании (улица такая-то, дом такой-то) здесь практически нет. Во-первых, потому, что любое название, например Гиндза, это, скорее, пространственное понятие, нежели улица (как в Москве Таганка или Остоженка). А во-вторых, потому, что нумерация домов ведется не по улицам, а по периметру околотков в порядке их застройки. Поэтому, вручая свою визитку, человек, пригласивший вас в гости, обычно дает и схематический план – как к нему добраться.
Прокат автомобилей: При наличии водительского международного удостоверения в гостинице можно напрокат заказать автомобиль, однако это не очень целесообразно. Процедура аренды достаточно сложная, к тому же постоянные пробки и трудности с парковкой не доставят Вам удовольствия.
Транспортные заторы, от которых нынче страдают все мегаполисы мира, ощущаются в японской столице особенно болезненно. Дело в том, что, если сопоставить площадь улиц со всей городской территорией, то в Нью-Йорке она составит 35%, в Лондоне – 23, а в Токио – всего 12%. Поэтому транспортные магистрали японской столицы хронически перенапряжены.